Справочник специалиста по охране труда

Ситуация вокруг систем дистанционного обучения по охране труда и их ресурсное обеспечение

1929
Качественное дистанционное обучение требует наличия у обучающей организации соответствующих ресурсов – организационных, технических, кадровых. Главное при любой (как очной, так и дистанционной) форме обучения – это квалификация преподавателей, от которой зависит качество методического обеспечения. В статье показаны возможности и принципы построения системы дистанционного обучения по охране труда, благодаря которым организации, уполномоченные осуществлять государственный надзор за качеством обучения, также могут легко проконтролировать все стадии дистанционного учебного процесса

В.М. Попов,
доц., канд. техн. наук, директор регионального центра безопасности ФГБУ ВПО “Новосибирский государственный технический университет”

О.В. Андрюшкова,
доц., канд. хим. наук, рук. отдела дистанционных образовательных технологий ФГБУ ВПО “Новосибирский государственный технический университет”

Факт востребованности дистанционной формы обучения сегодня очевиден для всех. Не каждый руководитель или специалист по охране труда может на одну-две недели покинуть свое предприятие для очного обучения. Особенно актуальной эта проблема становится в тех случаях, когда предприятие находится в небольшом сибирском поселке, на Камчатке или в Якутии и до ближайшей аккредитованной обучающей организации, как поется в известной песне, “только самолетом можно долететь”.

У дистанционного обучения по охране труда есть как сторонники, так и ярые противники. Вся критика этой формы обучения строится на сомнениях в достоверности идентификации обучающегося.

Вопрос качества дистанционного обучения действительно актуален, поскольку его эффективность в решающей степени зависит от наличия у обучающей организации необходимых кадровых, организационных и технических ресурсов.

Дистанционное обучение существует уже много десятилетий, и технические возможности для организации общения педагога с обучаемыми постоянно расширяются. В советский период весьма распространенным было заочное обучение: в начале учебного полугодия преподаватель читал студентам несколько установочных лекций, в течение семестра общался с ними по переписке, а проверка знаний осуществлялась на основе

оценки выполненных контрольных работ и в ходе очного экзамена. Впоследствии возникли так называемые теле- и радиоуниверситеты с односторонней трансляцией лекций.

Позже появилось обучение через Интернет и мобильную связь. Как видно из таблицы, для каждой традиционной формы обучения существует несколько альтернатив современному дистанционному обучению.

Соответствие между формами очного и современного дистанционного обучения

Традиционные формы обучения Модифицированные формы дистанционного обучения
Лекция Предоставление электронных материалов, включающих:
• внутреннюю навигацию по разделам курса, в т. ч. развернутые гиперссылки;
• внешнюю навигацию по интернет-источникам, содержащим информацию по курсу;
• глоссарий;
• анимационные модели

Видеолекция

Семинар Вебинар (в режиме видеоконференции)
Дистанционный семинар (обсуждение на форуме в режиме offline
Практическое занятие Электронные практикумы, тренажеры, атласы и др.
Самостоятельная работа Обмен работами в электронной системе управления обучением, позволяющий организовать оперативную проверку и отправку присланной работы слушателю на доработку
Текущий и итоговый контроль Удаленное тестирование
Опрос по видеоконференцсвязи
Консультации Консультации в режимах offline и online

Критики дистанционного обучения также сомневаются в возможности качественного проведения итоговых контролирующих мероприятий. На самом деле никаких технических проблем нет – использование формата видеоконференции позволяет преподавателю беседовать с обучаемыми точно так же, как и при проведении экзамена в классической очной форме.

В рамках дистанционного образования можно формировать различные комплекты модулей, выстраивая соответствующие траектории обучения с учетом категории слушателей: одну – для членов комитета по охране труда, другую – для руководителей предприятий, третью – для специалистов служб охраны труда и т. д. Модули по охране труда можно интегрировать в любые другие электронные системы обучения. Электронная обучающая среда позволяет оперативно реагировать на новации в сфере охраны труда, обновлять содержание модулей, вводить новые.

Продолжение статьи читайте в электронной системе «Охрана труда»



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.


Решаете вопросы по охране труда? Присоединяйтесь к сообществу профессионалов!

Зарегистрируйтесь, чтобы продолжить чтение статьи, и Вы сможете:

- прочитать 3600 статей по охране труда

- узнать 1200 ответов на вопросы

- посмотреть 24 видеолекции по трудовому законодательству

- скачать любой документ из правовой базы

- найти 2500 готовых образцов документов и инструкции

Подарок дня: NEW! Инструкции по охране труда с учетом новых правил

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Всего один шаг - и документ Ваш!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать документы с сайта.

После регистрации у Вас будет ПОЛНЫЙ доступ ко всем материалам сайта trudohrana.ru, а это

- Более 3000 статей по охране труда

- Архив ответов на вопросы от экспертов журнала

- База полезных документов, шаблонов и шпаргалок по охране труда

Ещё Вы получите в ПОДАРОК инструкции по охране труда с учетом новых правил


У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!