Справочник специалиста по охране труда

Расследование несчастного случая на судне

1157
Ключевые проблемы: Когда несчастный случай подлежит расследованию? Куда сообщать о несчастном случае, происшедшем на судне в плавании? Каковы особенности расследования несчастного случая на морском транспорте?

Когда несчастный случай на судне подлежит расследованию

Морской транспорт является одним из основных видов транспорта, участвующего в перевозке грузов. К нему относятся любые суда, способные передвигаться по морям, океанам и прилегающим к ним акваториям, а также находиться на плаву и выполнять при этом определенные функции, связанные с перевозкой, перевалкой, хранением, обработкой грузов, перевозкой и обслуживанием пассажиров. Такая работа не обходится без несчастных случаев, расследовать которые не просто, так как судно может долгое время находиться в плавании. Разберемся, как действовать при несчастном случае на морском транспорте.

Одним из основных нормативных документов, определяющих систему охраны труда на судне, являются Правила по охране труда на судах морского и речного флота, утвержденные приказом Минтруда России от 5 июня 2014 г. № 367н. Согласно этому документу судовладелец должен обеспечить безопасные условия труда на судне и при необходимости организовать расследование несчастного случая.


Читайте по теме в системе "Охрана труда":


Чтобы понять, какие несчастные случаи подлежат расследованию, стоит обратиться к статье 227 Трудового кодекса. В ней говорится, что несчастный случай нужно расследовать и учитывать при совокупности следующих условий.

  1. Несчастный случай произошел с работниками и другими лицами, участвующими в производственной деятельности работодателя, при исполнении ими трудовых обязанностей или выполнении работы по поручению работодателя или в его интересах.
  2. В результате несчастного случая пострадавший получил:
    • травмы, в том числе нанесенные другим лицом, тепловой удар, ожог, обморожение, утопление, поражение электрическим током, молнией, излучением, укус и другие телесные повреждения, нанесенные животными и насекомыми;
    • повреждения вследствие взрывов, аварий, разрушения зданий, сооружений и конструкций, стихийных бедствий и других чрезвычайных обстоятельств;
    • иные повреждения здоровья, обусловленные воздействием внешних факторов.
  3. Пострадавшего пришлось перевести на другую работу, он временно или стойко утратил трудоспособность либо погиб.
  4.  Несчастный случай произошел:
    • в течение рабочего времени на территории работодателя или в другом месте работы;
    • во время установленных перерывов;
    • в течение времени, необходимого для приведения в порядок рабочего места до или после работы;
    • при выполнении сверхурочной работы, при работе в выходные и нерабочие праздничные дни;
    • при нахождении на судне в свободное от вахты и судовых работ время.

Таким образом, любая травма, полученная работником на судне в процессе выполнения своих должностных обязанностей, а также в свободное от вахты и судовых работ время, и приведшая к временной или стойкой утрате трудоспособности либо смерти, является травмой на производстве, которая подлежит расследованию и учету.

Куда сообщать о несчастном случае, происшедшем на судне в плавании

Если на судне, находящемся в плавании, произошел несчастный случай, капитан судна должен немедленно сообщить об этом работодателю (судовладельцу), а если судно находится в заграничном плавании – еще и в консульство России (ст. 228.1 ТК РФ). При получении сообщения о легком несчастном случае работодатель (судовладелец) передает извещение в ФСС России. При групповом или тяжелом несчастном случае, несчастном случае со смертельным исходом работодатель в течение суток обязан отправить извещение установленной формы в:

  • ГИТ;
  • прокуратуру по месту регистрации судна;
  • территориальный орган профсоюза;
  • ФСС России;
  • Ростехнадзор (если несчастный случай произошел на ядерной энергетической установке судна или при перевозке ядерных материалов, радиоактивных веществ и отходов).

Извещение может выглядеть так:

Расследование несчастного случая на судне
Скачать ираспечатать образец

Для ФСС России рекомендуется использовать форму извещения, приведенную в приказе ФСС России от 24 августа 2000 г. № 157, так как в ней учитываются несчастные случаи с легкой степенью тяжести.

Предупреждает

Михаил СЕРОВ, 

руководитель Департамента специальной оценки условий труда и охраны труда EcoStandard group (Москва)

Квалифицировать несчастный случай как связанный или не связанный с производством может только комиссия по результатам расследования. Для несчастных случаев, связанных с производством, оформляется акт по форме Н-1, для не связанных с производством – акт произвольной формы. Все члены комиссии подписывают акт, а те из них, кто не согласен с результатами расследования, излагают свое аргументированное мнение, которое приобщается к материалам расследования.

Каковы особенности расследования несчастного случая на морском транспорте

Выше говорилось, что особенности расследования несчастных случаев на морском транспорте в первую очередь объясняются тем, что судно может находиться в затяжном плавании. Поэтому возникают трудности с формированием комиссии и соблюдением сроков расследования. Разберемся подробнее.

Кого включить в комиссию по расследованию несчастного случая на судне

Для расследования несчастного случая, происшедшего на судне в плавании, формируют комиссию из:

  • представителей командного состава;
  • представителя судовой профсоюзной организации, если ее нет – представителя судовой команды (кроме лиц, контролировавших работу пострадавшего).

Комиссию возглавляет капитан судна, он же утверждает ее состав.

При групповом несчастном случае с тяжелыми последствиями, тяжелом несчастном случае или несчастном случае со смертельным исходом состав комиссии расширяется. В нее включают:

  • при аварии на судне:
    • государственного инспектора труда;
    • представителя органа исполнительной власти субъекта России или органа местного самоуправления (по согласованию);
    • представителя ФСС России;
    • представителей командного состава судна;
    • представителя судовой профсоюзной организации, если ее нет – представителя судовой команды;
  • на судне, находящемся в плавании:
    • председатель комиссии – работодатель (судовладелец) или его представитель;
    • представитель командного состава;
    • представитель судовой профсоюзной организации или судовой команды;
    • специалист по охране труда или сотрудник, ответственный за организацию работы по охране труда.

Советует

Елена ТИМОНИНА, 

начальник отдела аутсорсинга АНО ДПО «Юнитал-М» (Москва)

Пострадавший, его законный представитель или иное доверенное лицо вправе лично участвовать в расследовании несчастного случая. Но входить в состав комиссии по расследованию они не могут. Если законный представитель или иное доверенное лицо пострадавшего не участвует в расследовании, то по его требованию работодатель должен ознакомить его с материалами расследования.

Как соблюсти сроки расследования несчастного случая судне

Основной трудностью при расследовании несчастных случаев на морских судах, в особенности находящихся в плавании, является соблюдение сроков расследования. В условиях, когда в течение одних суток необходимо издать приказ о создании комиссии, получить медицинское заключение о степени тяжести, справку об алкогольном опьянении, направить сообщение о несчастном случае в контролирующие органы, соблюдение сроков расследования становится проблематичным.

Чтобы выйти из этой ситуации, необходимо сразу же после несчастного случая, не дожидаясь информации о тяжести травмы, издать приказ о создании комиссии по расследованию несчастного случая с указанием обстоятельств несчастного случая. Состав комиссии можно указать как для легкого несчастного случая. Затем нужно направить извещение в ФСС России, где в строке о степени тяжести указать номер и дату исходящего письма в медицинскую организацию. После получения медицинского заключения о степени тяжести необходимо внести в приказ официальные изменения.

Еще одним законным основанием для увеличения сроков расследования несчастного случая может быть необходимость провести дополнительную проверку обстоятельств несчастного случая или получить медицинские и иные экспертные заключения. Тогда срок расследования может быть продлен председателем комиссии, но не более чем на 15 дней. Если срок расследования растягивается по вине организаций, осуществляющих экспертизу, органов дознания, следствия или суда, то решение о продлении срока расследования несчастного случая принимается по согласованию с этими организациями.



Ваша персональная подборка
    
    Зарегистрируйтесь, чтобы продолжить чтение статьи

    Вы находитесь на первом профессиональном сайте для специалистов по охране труда. Здесь Вы найдете актуальные новости и статьи про трудовое законодательство.

    Ваш подарок при регистрации: набор плакатов по охране труда, которые можно распечатать и повесить в офисе!

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль
    Я тут впервые
    Ваш подарок придет на указанный при регистрации Email
    Зарегистрируйтесь на сайте и скачайте файл!

    Это бесплатно и займет всего одну минуту! Вам станут доступны для скачивания более 2000 форм и образцов документов.

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.