Справочник специалиста по охране труда

Комментарий к статье 209 ТК РФ

8566
Охрана труда − система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия...

РАЗДЕЛ X. ОХРАНА ТРУДА

Глава 33. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 209. Основные понятия

Охрана труда − система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия.

Условия труда − совокупность факторов производственной среды и трудового процесса, оказывающих влияние на работоспособность и здоровье работника.

Вредный производственный фактор − производственный фактор, воздействие которого на работника может привести к его заболеванию.

Опасный производственный фактор − производственный фактор, воздействие которого на работника может привести к его травме.

Безопасные условия труда − условия труда, при которых воздействие на работающих вредных и (или) опасных производственных факторов исключено либо уровни их воздействия не превышают установленных нормативов.

Рабочее место − место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя.

Средства индивидуальной и коллективной защиты работников − технические средства, используемые для предотвращения или уменьшения воздействия на работников вредных и (или) опасных производственных факторов, а также для защиты от загрязнения.

Сертификат соответствия организации работ по охране труда − документ, удостоверяющий соответствие проводимых работодателем работ по охране труда государственным нормативным требованиям охраны труда.

Производственная деятельность − совокупность действий работников с применением средств труда, необходимых для превращения ресурсов в готовую продукцию, включающих в себя производство и переработку различных видов сырья, строительство, оказание различных видов услуг.

Требования охраны труда − государственные нормативные требования охраны труда, в том числе стандарты безопасности труда, а также требования охраны труда, установленные правилами и инструкциями по охране труда.

Государственная экспертиза условий труда − оценка соответствия объекта экспертизы государственным нормативным требованиям охраны труда.

Аттестация рабочих мест по условиям труда - оценка условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда. Аттестация рабочих мест по условиям труда проводится в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.

Стандарты безопасности труда − правила, процедуры, критерии и нормативы, направленные на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности и регламентирующие осуществление социально-экономических, организационных, санитарно-гигиенических, лечебно-профилактических, реабилитационных мер в области охраны труда.

КОММЕНТАРИЙ

1. Статья 209 ТК РФ содержит основополагающее понятие “охрана труда”, которое раскрывает главные направления обеспечения безопасности жизни и здоровья работников в процессе их трудовой деятельности. Охрана труда понимается как система, которая включает в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия.

2. Условия труда классифицируются согласно гигиеническим критериям, определенным в Руководстве по гигиенической оценке факторов рабочей среды и трудового процесса. Критерии и классификация условий труда (Руководство Р 2.2.2006-05), утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 29.07.2005. Определение условий труда как совокупности факторов производственной среды и трудового процесса, оказывающих влияние на работоспособность и здоровье работника, ориентирует работодателя на улучшение производственной среды и нормализацию процесса труда.

Условия труда подразделяются на 4 класса: оптимальные, допустимые, вредные и опасные.

Оптимальные условия труда (1 класс) – такие условия, при которых сохраняется здоровье работающих и создаются предпосылки для поддержания высокого уровня работоспособности. Оптимальные нормативы производственных факторов установлены для микроклиматических параметров и факторов трудового процесса. Для других факторов условно за оптимальные принимаются такие условия труда,при которых неблагоприятные факторы отсутствуют либо не превышают уровни, принятые в качестве безопасных для населения.

Допустимые условия труда (2 класс) характеризуются такими уровнями факторов среды и трудового процесса, которые не превышают установленных гигиенических нормативов для рабочих мест, а возможные изменения функционального состояния организма восстанавливаются во время регламентированного отдыха или к началу следующей смены и не должны оказывать неблагоприятного действия в ближайшем и от-даленном периоде на состояние здоровья работающих и их потомство.

Допустимые условия труда условно относят к безопасным.

Вредные условия труда (3 класс) характеризуются наличием вредных производственных факторов, превышающих гигиенические нормативы и оказывающих неблагоприятное действие на организм работающего и (или) его потомство.

Вредные условия труда по степени превышения гигиенических нормативов и выраженности изменений в организме работающих подразделяются на 4 степени вредности:

• 1 степень 3 класса (3.1) – условия труда характеризуются такими отклонениями уровней вредных факторов от гигиенических нормативов, которые вызывают функциональные изменения, восстанавливающиеся, как правило, при более длительном (чем к началу следующей смены) прерывании контакта с вредными факторами, и увеличивают риск повреждения здоровья;

• 2 степень 3 класса (3.2) – уровни вредных факторов, вызывающие стойкие функциональные изменения, приводящие в большинстве случаев к увеличению профессионально обусловленной заболеваемости (что может проявляться повышением уровня заболеваемости с временной утратой трудоспособности и, в первую очередь, теми болезнями, которые отражают состояние наиболее уязвимых для данных факторов органов и систем), появлению начальных признаков или легких форм профессиональных заболеваний (без потери профессиональной трудоспособности), возникающих после продолжительной экспозиции (часто после 15 и более лет);

• 3 степень 3 класса (3.3) – условия труда, характеризующиеся такими уровнями факторов рабочей среды, воздействие которых приводит к развитию, как правило, профессиональных болезней легкой и средней степени тяжести (с потерей профессиональной трудоспособности) в периоде трудовой деятельности, росту хро-нической (производственно обусловленной) патологии;

• 4 степень 3 класса (3.4) – условия труда, при которых могут возникать тяжелые формы профессиональных заболеваний (с потерей общей трудоспособности), отмечаются значительный рост числа хронических заболеваний и высокие уровни заболеваемости с временной утратой трудоспособности.

Опасные (экстремальные) условия труда (4 класс) характеризуются уровнями факторов рабочей среды, воздействие которых в течение рабочей смены (или ее части) создает угрозу для жизни, высокий риск развития острых профессиональных поражений, в т. ч. тяжелых форм.

3. Понятие “вредный производственный фактор” обосновывается в вышеуказанном Руководстве по гигиенической оценке факторов рабочей среды и трудового процесса как фактор среды и трудового процесса, воздействие которого на работающего при определенных условиях (интенсивность, длительность и др.) может вызвать профессиональное заболевание, временное или стойкое снижение работоспособности, повысить частоту соматических и инфекционных заболеваний, привести к нарушению здоровья потомства.

Вредными производственными факторами могут быть:

• физические факторы: температура, влажность, скорость движения воздуха, тепловое излучение;

• неионизирующие электромагнитные поля (ЭМП) и излучения – электростатическое поле;

• постоянное магнитное поле (в т. ч. гипогеомагнитное);

• электрические и магнитные поля промышленной частоты (50 Гц);

• широкополосные ЭМП, создаваемые ПЭВМ;

• электромагнитные излучения радиочастотного диапазона;

• широкополосные электромагнитные импульсы;

• электромагнитные излучения оптического диапазона (в т. ч. лазерное и ультрафиолетовое);

• ионизирующие излучения;

• производственный шум, ультразвук, инфразвук;

• вибрация (локальная, общая);

• аэрозоли (пыли) преимущественно фиброгенного действия;

• освещение – отсутствие или недостаточность естественного, недостаточная освещенность, пульсация освещенности, избыточная яркость, высокая неравномерность распределения яркости, прямая и отраженная слепящая блесткость искусственного;

• электрически заряженные частицы воздуха – аэроионы;

• химические факторы – химические вещества, смеси, в т. ч. некоторые вещества биологической природы (антибиотики, витамины, гормоны, ферменты, белковые препараты), получаемые химическим синтезом и (или) для контроля которых используют методы химического анализа;

• биологические факторы – микроорганизмы-продуценты, живые клетки и споры, содержащиеся в бактериальных препаратах, патогенные микроорганизмы – возбудители инфекционных заболеваний.

Тяжесть труда – характеристика трудового процесса, отражающая преимущественную нагрузку на опорно-двигательный аппарат и функциональные системы организма (сердечно-сосудистую, дыхательную и др.), обеспечивающие его деятельность. Тяжесть труда характеризуется физической динамической нагрузкой, массой поднимаемого и перемещаемого груза, общим числом стереотипных рабочих движений, величиной статической нагрузки, характером рабочей позы, глубиной и частотой наклона корпуса, перемещениями в пространстве.

Напряженность труда – характеристика трудового процесса, отражающая нагрузку преимущественно на центральную нервную систему, органы чувств, эмоциональную сферу работника. К факторам, характеризующим напряженность труда, относятся: интеллектуальные, сенсорные, эмоциональные нагрузки, степень монотонности нагрузок, режим работы.

4. Опасный фактор рабочей среды – фактор среды и трудового процесса, который может быть причиной острого заболевания или внезапного резкого ухудшения здоровья, смерти. В зависимости от количественной характеристики и продолжительности действия отдельные вредные факторы рабочей среды могут стать опасными.

5. К безопасным условиям труда, исходя из гигиенических критериев, относят оптимальные и допустимые (условно) условия труда.

6. К средствам индивидуальной защиты (СИЗ) относятся средства, используемые работником для предотвращения или уменьшения воздействия вредных и опасных производственных факторов, а также для защиты от загрязнения. Указанные средства применяются в техслучаях, когда безопасность работ не может быть обеспечена конструкцией оборудования, организацией производственных процессов, архитектурно-планировочными решениями и средствами коллективной защиты.

К средствам коллективной защиты относятся средства, предназначенные для предотвращения или уменьшения воздействия вредных и (или) опасных факторов, конструктивно и (или) функционально связанных с машиной или оборудованием, технологическим процессом, местом эксплуатации (помещением (зданием) или иной территорией).

К СИЗ относятся специальная одежда и специальная обувь, дерматологические средства защиты с заданными защитными свойствами и др.

Обеспечение работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты производится работодателем в соответствии с Межотраслевыми правилами обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты, утв. приказом Минздравсоцразвития России от 01.06.2009 № 290н, и Типовыми отраслевыми нормами бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, утв. постановлениями Минтруда России в 1997–2004 гг., приказами Минздравсоцразвития России в 2005–2010 гг.

Указанные Правила определяют порядок применения Типовых отраслевых норм бесплатной выдачи работникам средств индивидуальной защиты.

Типовые отраслевые нормы предусматривают обеспечение работников средствами индивидуальной защиты независимо от того, к какой отрасли экономики относятся производства, цехи, участки и виды работ, а также независимо от форм собственности организаций и их организационно-правовых форм.

7. В соответствии со ст. 212 ТК РФ работодатель обязан проводить аттестацию рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией (работ по охране труда в организации) организации работ по охране труда.

Сертификация соответствия работ по охране труда производится на основании постановления Минтруда России от 24.04.2002 № 28, которым утверждены: Положение о Системе сертификации работ по охране труда в организациях; Правила сертификации работ по охране труда в организациях; Положение о знаках соответствия Системы сертификации работ по охране труда в организациях. Установлены три категории сертификата соответствия – I, II и III.

Сертификат соответствия I категории выдается, если аттестовано не менее 90% рабочих мест, а на остальные рабочие места представлены документы об организационно-технических мероприятиях, проведение которых обеспечивает их аттестацию в течение 6 месяцев после выдачи сертификата.

Сертификат соответствия II категории выдается, если аттестовано не менее 75% рабочих мест, а остальные рабочие места будут аттестованы в течение года.

Сертификат III категории соответственно выдается, если аттестовано не менее 50% рабочих мест с последующей аттестацией остальных в течение двух лет.

8. Понятие “производственная деятельность” дано в широком смысле и включает “оказание различных видов услуг”, т. е. деятельность не только в сфере материального производства, но и в нематериальном производстве: образовании, здравоохранении, культуре, науке и др. Такое понимание соответствует классификации видов деятельности в Общероссийском классификаторе видов экономической деятельности, продукции и услуг. Так, например, согласно указанному Общероссийскому классификатору организации нематериального производства оказывают услуги по созданию различных образовательных учреждений, которые являются соответствующим продуктом деятельности в сфере образования. Таким образом, определение понятия “производственная деятельность”, данное в Кодексе, указывает, что правовые основы регулирования отношений в области охраны труда относятся к организациям как материального, так и нематериального производства.

9. В Трудовом кодексе РФ государственной экспертизе условий труда отведена статья 216.1, в которой изложены ее цели, задачи и порядок проведения.

10. Порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативное правовое регулирование в сфере здравоохранения и социального развития.

В настоящее время действует приказ Минздравсоцразвития России от 31.08.2007 № 569 "Об утверждении Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда", которым утвержден порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, а также рекомендации по заполнению карты аттестации рабочего места по условиям труда.

Аттестация рабочих мест по условиям труда включает гигиеническую оценку производственных факторов, оценку травмобезопасности и обеспеченности работников средствами индивидуальной защиты.

Гигиеническая оценка производственных факторов производится на основе Руководства по гигиенической оценке факторов рабочей среды и трудового процесса.

При аттестации рабочих мест оценке подлежат все имеющиеся на рабочем месте вредные и (или) опасные производственные факторы.

Уровни вредных и (или) опасных производственных факторов определяются на основе инструментальных измерений при ведении производственных процессов в соответствии с технологической документацией, при исправных и эффективно действующих средствах коллективной защиты. При этом используются методы контроля,

предусмотренные действующими нормативными документами. Инструментальные измерения и оценка параметров производственных факторов оформляются протоколами. По каждому фактору на отдельное рабочее место оформляются протоколы измерений и оценок, являющиеся неотъемлемой частью Карты аттестации.

Гигиеническая оценка фактического состояния условий труда по степени вредности и опасности производится на основе сопоставления результатов измерений вредных и (или) опасных производственных факторов с установленными для них гигиеническими нормативами.

На базе таких сопоставлений и на основе действующей классификации условий труда определяется класс условий труда и степени вредности и опасности как для каждого фактора, так и для рабочего места в целом.

При оценке травмобезопасности определяется соответствтвие рабочих мест требованиям безопасности, исключающим травмирование работающих в условиях, установленных нормативными актами по охране труда.

Травмобезопасность обеспечивается исключением повреждений человека, которые могут быть получены в результате воздействия: движущихся предметов механизмов, а также опасных элементов на рабочих местах; падения предметов на человека; нагретых (охлажденных) элементов оборудования на рабочих местах; агрессивных химических веществ; электрического тока.

Объектами оценки травмобезопасности на рабочем месте являются: производственное оборудование, приспособления и инструменты, средства обучения и инструктажа. Перед проведением аттестации проверяется наличие, правильность ведения и соблюдения правил технологической и эксплуатационной документации в области обеспечения безопасности труда.

Оценка обеспеченности работников средствами индивидуальной защиты осуществляется посредством сопоставления фактически выданных средств с нормами бесплатной выдачи рабочим и служащим специальной одежды, специальной обуви, смывающих, обезвреживающих и других СИЗ и правилами, утвержденными в установленном порядке, а также путем проверки соблюдения правил обеспечения СИЗ.

Оценка обеспеченности работников СИЗ проводится при наличии результатов гигиенической оценки условий труда и оценки травмобезопасности.

Статья 210. Основные направления государственной политики в области охраны труда

Основными направлениями государственной политики в области охраны труда являются:

обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья работников;

принятие и реализация федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации в области охраны труда, а также федеральных целевых, ведомственных целевых и территориальных целевых программ улучшения условий и охраны труда;

государственное управление охраной труда;

государственный надзор и контроль за соблюдением государственных нормативных требований охраны труда;

государственная экспертиза условий труда;

установление порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда и порядка подтверждения соответствия организации работ по охране труда государственным нормативным требованиям охраны труда;

содействие общественному контролю за соблюдением прав и законных интересов работников в области охраны труда;

профилактика несчастных случаев и повреждения здоровья работников;

расследование и учет несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

защита законных интересов работников, пострадавших от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также членов их семей на основе обязательного социального страхования работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

установление компенсаций за тяжелую работу и работу с вредными и (или) опасными условиями труда;

координация деятельности в области охраны труда, охраны окружающей среды и других видов экономической и социальной деятельности;

распространение передового отечественного и зарубежного опыта работы по улучшению условий и охраны труда;

участие государства в финансировании мероприятий по охране труда;

подготовка специалистов по охране труда и повышение их квалификации;

организация государственной статистической отчетности об условиях труда, а также о производственном травматизме, профессиональной заболеваемости и об их материальных последствиях;

обеспечение функционирования единой информационной системы охраны труда;

международное сотрудничество в области охраны труда;

проведение эффективной налоговой политики, стимулирующей создание безопасных условий труда, разработку и внедрение безопасных техники и технологий, производство средств индивидуальной и коллективной защиты работников;

установление порядка обеспечения работников средствами индивидуальной и коллективной защиты, а также санитарно-бытовыми помещениями и устройствами, лечебно-профилактическими средствами за счет средств работодателей.

Реализация основных направлений государственной политики в области охраны труда обеспечивается согласованными действиями органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, работодателей, объединений работодателей, а также профессиональных союзов, их объединений и иных уполномоченных работниками представительных органов по вопросам охраны труда.

КОММЕНТАРИЙ

1. Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (п. 1 ст. 7 Конституции РФ). Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства (ст. 2 Конституции РФ). Именно в силу принятой на себя обязанности по защите прав и свобод человека, в т. ч. права на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены (п. 3. ст. 37 Конституции РФ), государство определило в комментируемой статье ТК РФ основные направления своей политики в области охраны труда.

В статье устанавливаются принципы, на которых выстраивается нормативная база, регулирующая отношения субъектов в сфере охраны труда, разрабатываются законодательные и иные нормативные правовые акты по охране труда, а также организуется работа по обеспечению здоровых и безопасных условий труда на всех уровнях организации и управления трудом. Положения данной статьи основаны на Конституции РФ, на ратифицированных Российской Федерацией международных договорах.

2. Приоритет сохранения жизни и здоровья работников по отношению к любым другим результатам трудовой деятельности является общечеловеческим принципом, соответствующим Всеобщей декларации прав человека, Международному пакту об экономических, социальных и культурных правах, декларациям и конвенциям Международной организации труда, Конвенции Содружества независимых государств о правах и основных свободах человека, другим международным обязательствам России. Отражение именно этого принципа в ТК РФ выдвигает на первое место в ряду обязанностей организаторов производства и иных видов трудовой деятельности обязанность обеспечить безопасные и благоприятные условия труда его участникам.

3. Закрепление в Кодексе в качестве одного из основных направлений государственной политики в сфере охраны труда принятия и реализации федеральных законов и иных нормативных правовых актов РФ, законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ об охране труда следует рассматривать как утверждение метода правового регулирования охраны труда с применением основных присущих этому методу средств: обеспечения интересов субъектов права юридическими способами, придания требованиям охраны труда юридической силы, их государственной поддержки и т. п. Особое значение приобретает закрепленный в данной статье метод решения задач в области охраны труда путем разработки и реализации федеральных целевых, отраслевых целевых и территориальных целевых программ улучшения условий и охраны труда.

Выполнение мероприятий программ позволяет скоординировать работу федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ и усилить таким образом эффективность государственной политики в сфере охраны труда. Разработанные в ходе реализации программ новые виды техники и технологий, средств индивидуальной защиты, приборов контроля вредных и опасных факторов, программ реабилитации пострадавших на производстве и др. представляют интерес для организаций различных форм собственности.

4. Государственное управление охраной труда осуществляется Правительством РФ или по его поручению федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию в сфере труда, а также другими федеральными органами исполнительной власти в пределах их полномочий.

Распределение полномочий федеральных органов исполнительной власти в области охраны труда осуществляется Правительством РФ, которое их устанавливает в утверждаемых нормативных правовых актах (положения о соответствующих федеральных органах исполнительной власти, акты, регулирующие взаимоотношения между федеральными органами исполнительной власти, и др.).

Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию в сфере труда, в настоящее время является Минздравсоцразвития России.

Положение о Министерстве здравоохранения и социального развития Российской Федерации утверждено постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 № 321. Минздравсоцразвития России осуществляет координацию и контроль деятельности находящейся в его ведении Федеральной службы по труду и занятости (Роструд), являющейся федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на проведение государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в т. ч. в области охраны труда. Управление охраной труда в отраслях экономики или в определенной сфере деятельности осуществляют соответствующие федеральные органы исполнительной власти. Положения о федеральных органах исполнительной власти (министерствах, агентствах, службах), определяющие их задачи и функции в области управления условиями и охраной труда, утверждаются постановлениями Правительства РФ.

Полномочия органов исполнительной власти субъектов РФ в области охраны труда определены ТК РФ, федеральными законами, законами субъектов РФ. Отдельные полномочия по государственному управлению охраной труда могут быть переданы органам местного самоуправления в порядке и на условиях, которые определяются федеральными законами и законами субъектов РФ.

Во многих субъектах РФ, в которых приняты законы субъектов РФ об охране труда, органам местного самоуправления в установленном порядке переданы отдельные полномочия по государственному управлению охраной труда.

5. Государственный надзор и контроль за соблюдением государственных нормативных требований охраны труда, осуществляемый государственными органами, отвечает положениям соответствующих конвенций МОТ, ратифицированных Российской Федерацией. Государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (включая государственный надзор и контроль за соблюдением государственных нормативных требований охраны труда), всеми работодателями на территории РФ осуществляет федеральная инспекция труда.

Государственный надзор за соблюдением правил по безопасному ведению работ в отдельных отраслях и на некоторых объектах промышленности наряду с федеральной инспекцией труда осуществляют соответствующие федеральные органы исполнительной власти, выполняющие функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности. Внутриведомственный государственный контроль засоблюдением государственных нормативных требований охраны труда в подведомственных организациях осуществляют федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ, а также органы местного самоуправления в порядке и на условиях, определяемых федеральными законами и законами субъектов РФ. Государственный надзор за точным и единообразным исполнением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, осуществляют Генеральный прокурор РФ и подчиненные ему прокуроры в соответствии с федеральным законом.

Федеральная инспекция труда – единая централизованная система, состоящая из федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и его территориальных органов (государственных инспекций труда).

6. Государственная экспертиза условий труда осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на проведение государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и органами исполнительной власти субъектов РФ в области охраны труда в порядке, установленном Правительством РФ.

Положение о проведении государственной экспертизы условий труда в Российской Федерации утверждено постановлением Правительства РФ от 25.04.2003 № 244. Государственная экспертиза условий труда осуществляется в целях оценки:

  • качества проведения аттестации рабочих мест по условиям труда;
  • правильности предоставления работникам компенсаций за тяжелую работу, работу с вредными и (или) опасными условиями труда;
  • соответствия проектов строительства, реконструкции, технического переоснащения производственных объектов, производства и внедрения новой техники, внедрения новых технологий государственным нормативным требованиям охраны труда;
  • фактических условий труда работников, в т. ч. в период, непосредственно предшествовавший несчастному случаю на производстве.

7. В настоящее время действует приказ Минздравсоцразвития России от 31.08.2007 № 569 "Об утверждении Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда".

Указанный Порядок устанавливает цели, порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, а также порядок оформления и использования результатов аттестации в организациях независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности.

В настоящее время действует Система сертификации работ поохране труда в организациях, созданная постановлением Минтруда России от 24.04.2002 № 28. Для введения ее в действие утверждены Положение о Системе сертификации работ по охране труда в организациях, Правила сертификации работ по охране труда в организациях, Положение о знаке соответствия Системы сертификации работ по охране труда в организациях и ряд других нормативных правовых актов и методических документов.

8. Общественный контроль за соблюдением прав и законных интересов работников в области охраны труда осуществляют профессиональные союзы и иные представительные органы работников.

Для осуществления контроля общероссийские профессиональные союзы и их объединения могут создавать правовые и технические инспекции труда профсоюзов, которые наделяются полномочиями, предусмотренными положениями, утверждаемыми общероссийскими профессиональными союзами и их объединениями.

Межрегиональное, а также территориальное объединение (ассоциация) организаций профессиональных союзов, действующие на территории субъекта РФ, могут создавать правовые и технические инспекции труда профессиональных союзов, которые действуют на основании принимаемых ими положений в соответствии с типовым положением соответствующего общероссийского объединения профессиональных союзов.

Уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профессиональных союзов имеют право беспрепятственно проверять соблюдение требований охраны труда и вносить обязательные для рассмотрения должностными лицами организаций, работодателями – индивидуальными предпринимателями предложения об устранении выявленных нарушений требований охраны труда.

9. Расследование обстоятельств и причин несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний имеет первостепенное значение для предупреждения и предотвращения этих негативных явлений. На основании собранных материалов расследования вырабатываются предложения по устранению выявленных нарушений, причин несчастного случая и предупреждению аналогичных несчастных случаев.

Порядок расследования и учета несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний определен ст. 227–231 ТК РФ. Положение об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях и формы документов, необходимых для расследования несчастных случаев, утверждаются в порядке, устанавливаемом Правительством РФ.

В настоящее время в соответствии с постановлением Правительства РФ от 31.08.2002 № 653 “О формах документов, необходимых для расследования и учета несчастных случаев на производстве, и обособенностях расследования несчастных случаев на производстве” постановлением Минтруда России от 24.10.2002 № 73 утверждены формы документов, необходимые для расследования и учета несчастных случаев на производстве и Положение об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях. Порядок расследования и учета профессиональных заболеваний установлен постановлением Правительства РФ от 15.12.2000 № 967 “Об утверждении Положения о расследовании и учете профессиональных заболеваний”.

10. Законодательство РФ об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний основывается на Конституции РФ и состоит из положений ГК РФ, Федерального закона от 24.07.1998 № 125-ФЗ “Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний”, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов.

В рамках обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний решаются, в частности, задачи обеспечения социальной защиты застрахованных (и членов их семей) и экономической заинтересованности субъектов страхования в снижении профессионального риска; возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью застрахованного при исполнении им обязанностей по трудовому договору путем предоставления застрахованному в полном объеме всех необходимых видов обеспечения по страхованию, в т. ч. оплату расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию; обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний.

11. К числу компенсаций за тяжелую работу и работу с вредными и (или) опасными условиями труда можно отнести: сокращенную продолжительность рабочего времени; ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск; оплату труда в повышенном размере; выдачу молока или других равноценных пищевых продуктов, а также лечебно-профилактического питания. Указанные компенсации устанавливаются в порядке, определяемом Правительством РФ, с учетом мнения РТК.

К числу компенсаций за тяжелую работу и работу с вредными и (или) опасными условиями труда можно отнести льготное пенсионное обеспечение, которое устанавливается в соответствии с пенсионным законодательством.

12. Государственное финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда должно осуществляться за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов (в случае передачи в установленном порядке полномочий в области охраны труда органам местного самоуправления), внебюджетных

источников в порядке, установленном законами и другими нормативными правовыми актами. Все работники организаций, а также работодатели – индивидуальные предприниматели обязаны проходить обучение по охране труда и проверку знаний требований охраны труда в порядке, установленном Правительством РФ с учетом мнения РТК. В настоящее время действует Порядок обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций, утв. постановлением Минтруда России № 1 и Минобразования России № 29 от 13.01.2003.

Государство содействует организации обучения по охране труда, в т. ч. обеспечивает профессиональную подготовку специалистов по охране труда в образовательных учреждениях среднего профессионального и высшего профессионального образования.

13. Государственная статистическая отчетность об условиях труда, производственном травматизме, профессиональной заболеваемости и об их материальных последствиях осуществляется на основе государственного статистического наблюдения. Федеральная служба государственной статистики утверждает статистический инструментарий для организации статистического наблюдения. В частности, в настоящее время формируется отчетность по форме 7-травматизм и 1-Т (условия труда).

В Российской Федерации создана и функционирует Российская информационная система охраны труда (РИСОТ), доступ к которойосуществляется через Интернет. Пользователями РИСОТ являются органы исполнительной власти, научно-исследовательские институты, центры охраны труда и другие организации и частные лица. РИСОТ содержит законодательные и иные нормативные правовые акты по охране труда, включая государственные стандарты, санитарные, строительные нормы и правила, документы межотраслевого и отраслевого характера и др. База данных РИСОТ постоянно пополняется.

14. Международное сотрудничество в области охраны труда в Российской Федерации осуществляется, в основном, в рамках деятельности Международной организации труда (МОТ), членом которой она является. Одна из самых важных функций МОТ – принятие Международной конференцией труда (с участием представителей правительств, работодателей и работников) конвенций и рекомендаций, устанавливающих международные трудовые нормы. Ратифицируя конвенции, государства-члены берут на себя обязательства последовательно осуществлять их положения. Рекомендации МОТ служат руководством в области политики, законодательства и практики.

Наряду с участием в деятельности МОТ, Российская Федерация осуществляет международное сотрудничество в области охраны труда на основе многосторонних и двусторонних межправительственных соглашений.

15. Правовой инструментарий, обеспечивающий реализацию на федеральном уровне нормы о проведении эффективной налоговой политики, стимулирующей создание безопасных условий труда, разработку и внедрение безопасных техники и технологий, производство средств индивидуальной и коллективной защиты работников, в настоящее время не создан. Вместе с тем в ряде субъектов РФ законодательство предоставляет льготы по налогообложению организациям, осуществляющим отдельные виды деятельности, в т. ч. Выпуск средств индивидуальной и коллективной защиты работников.

16. Работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, выдаются бесплатно сертифицированные специальная одежда, специальная обувь и другие средства индивидуальной защиты, а также смывающие и (или) обезвреживающие средства в соответствии с типовыми нормами, которые устанавливаются в порядке, определяемом Правительством РФ. Работодатель за счет своих средств обязан обеспечить своевременное хранение, стирку, сушку, ремонт и замену средств индивидуальной защиты.

Нормы обеспечения работников санитарно-бытовыми помещениями и устройствами (в состав санитарно-бытовых помещений входят гардеробные, душевые, умывальные, уборные, курительные, места для размещения полудушей, устройств питьевого водоснабжения, помещения для обогрева или охлаждения, обработки, хранения и выдачи спецодежды и др.) устанавливаются строительными нормами и правилами (см. СНиП 2.09.04-87 “Административные и бытовые здания”).

17. Норма ТК РФ, предусматривающая сотрудничество органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, работодателей, объединений работодателей, а также профессиональных союзов, их объединений и иных уполномоченных работниками представительных органов в целях реализации основных направлений государственной политики в области охраны труда, является одним из элементов системы государственного управления охраной труда и отражает принцип социального партнерства.

Корж В. А.
Заместитель директора Департамента зароботной платы,
охраны труда и социального партнерства
Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации



Ваша персональная подборка
    
    Зарегистрируйтесь, чтобы продолжить чтение статьи

    Вы находитесь на первом профессиональном сайте для специалистов по охране труда. Здесь Вы найдете актуальные новости и статьи про трудовое законодательство.

    Ваш подарок при регистрации: набор плакатов по охране труда, которые можно распечатать и повесить в офисе!

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль
    Я тут впервые
    Ваш подарок придет на указанный при регистрации Email
    Зарегистрируйтесь на сайте и скачайте файл!

    Это бесплатно и займет всего одну минуту! Вам станут доступны для скачивания более 2000 форм и образцов документов.

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!