Справочник специалиста по охране труда

Особенности охраны труда в метрополитене

2398
Метрополитен – комплекс наземных и подземных инженерно-технических сооружений, где представлены практически все известные вредные и опасные производственные факторы (физические, химические, биологические и эргономические). Они могут оказывать негативное влияние на здоровье работников и приводить к профзаболеваниям. Поэтому в метрополитене важно соблюдать требования охраны труда.

В статье рассматриваются вопросы:

  • Что характерно для работы на метрополитене?
  • Чем опасна работа машиниста электропоезда?
  • Каковы особенности охраны труда в метрополитене?

Образцы документов

Зарегистрируйтесь, чтобы получить доступ к обширной базе документов.

Особенности охраны труда в метрополитене

Правила по охране труда при эксплуатации электроустановок

Приказ о разработке инструкций по охране труда

Приказ о принятии мер по предупреждению профзаболеваний

Что характерно для работы в метрополитене

Эксплуатация технологического оборудования и подвижного состава, ремонтные и путевые работы сопровождаются высоким пылеобразованием, выделением различных химических веществ, интенсивным шумом, вибрацией, большими физическими и нервно-эмоциональными нагрузками, неблагоприятным микроклиматическим и микробиологическим воздействием и т. д. Кроме того, интенсивность воздействия производственных факторов на работающих все время возрастает из-за изнашивания технологического оборудования.

Персонал метрополитена работает в условиях интенсивного нервно-эмоционального напряжения:

  • работа машиниста без помощника;
  • отсутствие естественного дневного света;
  • дефицит времени (работа в период кратковременных «окон» после снятия напряжения с контактного рельса).

Также следует учесть наличие гиподинамии (снижения двигательной активности) и монотонии (постоянных однотипных движений) у машинистов электропоездов, водителей дрезин, что провоцирует утомление, снижение иммунитета и в конечном счете развитие профессиональных заболеваний. В связи с этим труд работников метрополитена подлежит особому правовому регулированию.

Чем опасна работа машиниста электропоезда

Одна из важнейших профессий метрополитена – машинист электропоезда. Тяжелая и напряженная работа требует компетентности, готовности к непредвиденным ситуациям, высокой концентрации внимания, быстроты реагирования, стрессоустойчивости, самоорганизованности, ответственности. Поэтому огромное внимание уделяется отбору и подготовке персонала. Многие претенденты отсеиваются на этапе предварительной медкомиссии, а оставшимся предстоит пройти полный курс обучения в течение одного года.

Смотрите вебинар на тему "Управление охраной труда на предприятии":

В метрополитене создан учебный центр, имеющий лицензию на образовательную деятельность, который занимается подготовкой не только машинистов электропоездов, но и работников еще по 40 профессиям. Особое внимание уделяется вопросам охраны труда. В каждом подразделении оборудованы технические кабинеты, кабинеты охраны труда, оснащенные необходимым оборудованием, наглядными пособиями, тренажером для проведения обучения по оказанию первой помощи (проведению непрямого массажа сердца и искусственного дыхания). Для каждой должности и профессии разработаны программы обучения по специальности, по охране труда, программы первичных инструктажей на рабочем месте, инструкции по охране труда, в том числе по видам работ.

Какие вредные факторы действуют на работников

Основной вредный фактор, воздействующий на машинистов, – это отсутствие естественного света. Другой вредный производственный фактор – вынужденная поза. В крохотной кабине машинист обязан внимательно следить за состоянием путей, сигналами светофоров, пассажирами на станциях. Отлучиться по необходимости невозможно, разве что в период пересменки.

Кроме того, негативное воздействие на здоровье машинистов могут оказывать шум и вибрация, сопровождающие движение поезда. Повышается риск снижения слуха, увеличения кровяного давления, нарушения сна, появления раздражительности, обострения нервных и сердечно-сосудистых заболеваний, инсульта.

Сами машинисты говорят, что их работа выматывает не физически, а морально – темнота тоннеля, усыпляющая качка, монотонность и резкие вспышки света на станции. На психику давят и нерадивые пассажиры, которые то ломятся в закрывающиеся двери, то по неосторожности попадают на пути либо сводят счеты с жизнью, бросаясь под поезд. После таких случаев работнику дается до трех выходных дней, чтобы прийти в себя. Но многие не выдерживают стресса и увольняются.

Каковы особенности охраны труда в метрополитене

Специфика работы на метрополитене обусловливает повышенные требования к охране труда и здоровья работников. Важное место отводится личной ответственности каждого работника за соблюдение трудовой и технологической дисциплины, а также профилактическим мероприятиям по охране труда и уменьшению (исключению) воздействия вредных и опасных производственных факторов на работающих.

Особый режим труда и отдыха

Режим труда и отдыха работников метрополитена регламентируется приказом Минтранса России от 8 июня 2005 г. № 63. Машинистам электропоездов установлен суммированный учет рабочего времени с учетным периодом три месяца. Они работают 36 часов в неделю по именным графикам с продолжительностью смены от 6,5 до 8,5 часа. Смены бывают утренние, дневные и вечерние. Если машинист заканчивает смену поздно вечером, он может остаться на ночь в специальной комнате отдыха. Здесь же имеется библиотека, комната для приема пищи и сауна.

Для отдыха в течение смены предусмотрены два технологических перерыва по 11 минут и перерыв на обед – 40 минут, которые машинисты проводят на линейном пункте. Он состоит из следующих комнат:

  • для технических занятий с компьютерной техникой и необходимой литературой по производственной деятельности;
  • для эмоциональной разгрузки с мягкой комфортной мебелью, аквариумами, видеотехникой и настольными играми;
  • для приема пищи;
  • санузел.

Предрейсовые медосмотры

Рабочая смена машиниста электропоезда начинается с предрейсового медосмотра. Для этого на станции оборудован специальный кабинет, а в электродепо – здравпункт, работающий круглосуточно и обеспеченный всем необходимым для проведения предрейсового медицинского осмотра машинистов электропоездов, водителей дрезин, автомобилей перед выездом на маршрут, вакцинации работников метрополитена, оказания медицинской помощи.

При посещении здравпункта машинистам предлагается кислородный коктейль, способствующий повышению работоспособности, устранению хронической усталости, нормализации сна и укреплению иммунитета работников, связанных с движением поездов.

Льготы и компенсации

Сложности профессии машиниста восполняются льготами и компенсациями:

  • дополнительным отпуском за вредные условия труда – 14 календарных дней;
  • надбавкой к зарплате в размере 12 процентов;
  • сокращенной продолжительностью рабочего времени – 36 часов в неделю;
  • досрочным выходом на пенсию – в 55 лет.

Другие мероприятия по охране труда

Ежегодно на метрополитене издается приказ о проведении мероприятий по улучшению условий и охраны труда. В коллективном договоре есть раздел охраны труда и соглашение по охране труда. В 2014 году на мероприятия по охране труда в Новосибирском метрополитене выделено 27 млн рублей, что составляет 1,5 процента эксплуатационных расходов. Эти средства направляются на:

  • оснащение санитарно-бытовых помещений электробытовыми приборами, мебелью, кондиционерами, гардеробными кабинками, сушильными шкафами и т. д.;
  • улучшение питьевого режима и обеспечение работников чистой и качественной питьевой водой; на всех станциях и во всех электродепо смонтированы стационарные системы очистки воды;
  • обеспечение соблюдения санитарного законодательства. Регулярно проводится производственный контроль, позволяющий своевременно выявлять превышение показателей вредных производственных факторов на рабочих местах и принимать эффективные меры по их устранению:
  • проводить реконструкцию и модернизацию сетей освещения с целью повышения уровня освещенности и устранения пульсации;
  • осуществлять монтаж систем местной вытяжной вентиляции в зоне проведения работ с выделением химических веществ;
  • оснащать рабочие места шумопоглощающими и шумоизолирующими покрытиями;
  • заменять кресла в кабинах машинистов электропоездов для снижения уровня вибрации;
  • нормализовывать параметры микроклимата путем монтажа систем кондиционирования воздуха, устройств дополнительных воздушно-тепловых завес, реконструкции системы отопления, приобретения и установки переносных источников тепла;
  • приобретать эффективные СИЗ – смывающие и обезвреживающие средства.

В 2011 году в Новосибирском метрополитене была завершена работа по аттестации рабочих мест, которая позволила улучшить условия труда на многих рабочих местах. Работники смогли получить достоверную информацию о состоянии условий труда и компенсации за работу во вредных условиях труда.

Основным вредным фактором профессий метрополитена, как уже говорилось, является отсутствие естественного освещения. Нехватка ультрафиолетовых лучей приводит к нарушению обмена веществ, вызывает хроническую усталость и другие болезненные состояния, связанные с дефицитом в организме витамина D. Поэтому важно позаботиться о том, чтобы работники не испытывали недостатка в ультрафиолете:

  • два раза в год (в весенний и осенний периоды) проводится витаминизация работников;
  • для рабочих мест, находящихся в подземных сооружениях метрополитена и с постоянным пребыванием людей, приобретены бактерицидные лампы, ионизаторы воздуха;
  • для снятия усталости, эмоционального напряжения, поддержания силы и здоровья работников метрополитена во всех подразделениях имеются санитарно-бытовые комплексы с саунами и бассейнами, оборудована соляная пещера, кресло-массажер;
  • инженерный корпус и электродепо оборудованы помещениями с тренажерами, теннисными столами и другим спортивным инвентарем;
  • в штате метрополитена числится массажист, у которого в порядке очереди может пройти курс каждый желающий.

Особое место в обеспечении здоровых и безопасных условий труда занимает в метрополитене профсоюзный комитет, который контролирует работы по охране труда и участвует в них. Основное звено общественного контроля за охраной труда непосредственно на рабочих местах – уполномоченные (доверенные) лица профсоюза по охране труда.

Ежегодно приобретаются путевки в пансионаты, дома отдыха и санатории, дети работников каждое лето отдыхают в детском оздоровительном лагере. В сферу ответственности профсоюза также входит укрепление здоровья работающих на метрополитене. Для этого регулярно проводятся лыжные соревнования, чемпионаты по настольному теннису, шахматам, шашкам. На оборудованном на территории электродепо футбольном поле два раза в год проходит футбольный турнир среди сотрудников. Предоставляются бесплатные абонементы в бассейны города, в зимнее время арендуются спортивные залы для занятия игровыми видами спорта.

Самые необходимые нормативные акты:

Приказ Минтранса России от 8 июня 2005 г. № 63 поможет вам уточнить особенности рабочего режима персонала метрополитена.

Запомните главное:

  1. Персонал метрополитена работает под землей в условиях постоянного нервно-эмоционального напряжения. Поэтому к охране труда здесь предъявляют особые требования.
  2. Работники метрополитена трудятся по установленному графику. Для междусменных перерывов оборудованы линейные пункты с комнатами отдыха и приема пищи.
  3. Каждый машинист электропоезда проходит предрейсовый медосмотр в здравпункте, оборудованном всей необходимой техникой.
  4. Сотрудникам метрополитена положены льготы и компенсации за вредные условия труда: дополнительный отпуск, надбавка к зарплате, сокращенная продолжительность рабочего времени, досрочный выход на пенсию.
  5. Большую роль в охране труда работников метрополитена играет профсоюзный комитет. Он заботится о приобретении путевок в санатории и дома отдыха, а также об укреплении здоровья работников на местах.

Материал подготовила Ольга АНТОНОВИЧ, руководитель службы охраны труда Новосибирского метрополитена (Новосибирск)



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.


Решаете вопросы по охране труда? Присоединяйтесь к сообществу профессионалов!

Зарегистрируйтесь, чтобы продолжить чтение статьи, и Вы сможете:

- прочитать 3600 статей по охране труда

- узнать 1200 ответов на вопросы

- посмотреть 24 видеолекции по трудовому законодательству

- скачать любой документ из правовой базы

- найти 2500 готовых образцов документов и инструкции

Подарок дня: NEW! Инструкции по охране труда с учетом новых правил

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Всего один шаг - и документ Ваш!

Зарегистрируйтесь, чтобы скачать файл, а еще Вы сможете:

- прочитать 3600 статей по охране труда

- узнать 1200 ответов на вопросы

- посмотреть 24 видеолекции по трудовому законодательству

- скачать любой документ из правовой базы

- найти 2500 готовых образцов документов и инструкции

Подарок дня: NEW! Инструкции по охране труда с учетом новых правил

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!