Справочник специалиста по охране труда

Основные позиции ФНПР на Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений и в вопросах совершенствования политики в области здоровья и охраны труда

1195
ФНПР образована в 1990 г. как независимый от государства, политических и предпринимательских структур национальный профсоюзный центр. Является самым крупным объединением трудящихся России – объединяет 46 общероссийских Профсоюзов. Для перспективного развития охраны труда необходимо принятие неотложных мер по внедрению организации и управления охраной труда на основе конвенций, рекомендаций МОТ, а также действующей Системы стандартов безопасности труда. В статье приведены основные позиции, которые отстаивает ФНПР на Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений

В.В. Трумель,
секретарь Федерации независимых профсоюзов России,
главный технический инспектор труда профсоюзов России

Одной из основных проблем сегодня является правильная расстановка акцентов в государственной политике в сфере охраны труда. Что мы хотим: защищать охрану труда или защищать здоровье работников? Современная мировая тенденция – делать упор на сохранение здоровья работников и обеспечение безопасности труда. То есть охрана труда не цель, а средство, это система, позволяющая выполнить главную задачу – сохранить здоровье трудящихся. Такое целеполагание предполагает пересмотр самой парадигмы государственной политики в области охраны труда.

По мнению Федерации независимых профсоюзов России (далее – ФНПР), в настоящее время в этой сфере наблюдается явный перекос в сторону аттестации рабочих мест по условиям труда и формирование на ее основе системы оказания платных услуг по охране труда.

В ноябре 2011 г. на заседании Постоянной Комиссии Генерального совета ФНПР по охране труда и защите от экологической опасности утверждены основные подходы к совершенствованию политики в области здоровья и безопасности труда. Приведем основные позиции, которые отстаивает ФНПР на Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Сегодня мы не имеем четкой статистики в сфере охраны труда. Три уважаемых ведомства – Роструд, ФСС России и Росстат по-своему ведут учет несчастных случаев на производстве и случаев профзаболеваемости, поэтому их данные существенно разнятся. Ближе всего к истине статистика Роструда, поскольку она основывается на оперативной информации. Если работник получает травму на производстве, то этот факт тут же фиксируется территориальной Государственной инспекцией труда.

Следующий вопрос – как ФСС России возьмет этот случай к учету? Либо он будет страховым случаем, либо найдут причины, чтобы страховым случай не признать. Так, ФСС России не признает страховыми до 30% случаев. Это очень много. По существу, ФСС России осуществляет свою экспертизу несчастного случая, который до того уже был расследован специальной комиссией и признан ею связанным с производством. Вот почему порой возмущаются профсоюзы и Государственная инспекция по труду: комиссия, в составе которой работали их представители, признала несчастный случай связанным с производством, а ФСС России не признает его страховым – на чьей стороне правда?

В 1998 г. Россия ратифицировала Конвенцию МОТ № 155 о безопасности и гигиене труда и производственной среде, принятую в Женеве 22 июня 1981 г. (далее – Конвенция № 155), а позднее и Протокол Международной организации труда (далее – МОТ) 2002 г. к указанной Конвенции. Эти документы предполагают учет и ежегодную публикацию данных о несчастных случаях на производстве и профессиональных заболеваниях.

ФНПР предлагает также ратифицировать Конвенцию МОТ № 160* о статистике труда, принятую в Женеве 25 июня 1985 г. (далее – Конвенция № 160), устанавливающую обязательства государства-подписанта в отношении обработки информации и публикации статистики по широкому спектру трудовой проблематики. Так, ст. 14 названной Конвенции касается сбора и публикации статистики по травматизму и профессиональным заболеваниям по всем отраслям экономической деятельности.

Статья 15 Конвенции № 160 касается статистики по трудовым конфликтам (также по отраслям). При этом согласно ст. 2 Конвенции № 160 при разработке или пересмотре понятий, определений и методологии, используемых в ходе сбора, обработки и публикации статистических данных, предусмотренных данной Конвенцией, необходимо учитывать самые последние нормы и руководящие принципы, установленные под эгидой МОТ.

Продолжение статьи читайте в электронной системе «Охрана труда»



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.


Решаете вопросы по охране труда? Присоединяйтесь к сообществу профессионалов!

Зарегистрируйтесь, чтобы продолжить чтение статьи, и Вы сможете:

- прочитать 3600 статей по охране труда

- узнать 1200 ответов на вопросы

- посмотреть 24 видеолекции по трудовому законодательству

- скачать любой документ из правовой базы

- найти 2500 готовых образцов документов и инструкции

Подарок дня: NEW! Инструкции по охране труда с учетом новых правил

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Всего один шаг - и документ Ваш!

Зарегистрируйтесь, чтобы скачать файл, а еще Вы сможете:

- прочитать 3600 статей по охране труда

- узнать 1200 ответов на вопросы

- посмотреть 24 видеолекции по трудовому законодательству

- скачать любой документ из правовой базы

- найти 2500 готовых образцов документов и инструкции

Подарок дня: NEW! Инструкции по охране труда с учетом новых правил

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!