Справочник специалиста по охране труда

Социальная экспертиза работодателей. Положительный опыт Алтайскаого края

2112
В статье описан положительный опыт создания отдела экспертизы условий труда в Алтайском крае и преимущества работодателя, обладающего статусом «социально ответственный».

В статье описан положительный опыт создания отдела экспертизы условий труда в Алтайском крае и преимущества работодателя, обладающего статусом «социально ответственный».

Управление Алтайского края по труду и занятости населения (далее – Управление), как региональный орган исполнительной власти, наделенный полномочиями по регулированию социально-трудовых отношений, реализует государственную политику в области охраны труда, в т. ч. проводит государственную экспертизу условий труда и социальную экспертизу деятельности работодателей (далее –социальная экспертиза).

Для того, чтобы проведение большого количества различных экспертиз, затрагивающих сферу социально-трудовых отношений, осуществлялось единым органом, в апреле 2010 г. в Управлении был создан отдел социальной экспертизы и государственной экспертизы условий труда (далее – отдел экспертизы).

Формируя подразделение экспертизы условий труда (далее – отдел экспертизы), Управление Алтайского края практически выступало в роли первопроходца, поскольку опыт функционирования подобных структур в органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации до настоящего времени неизвестен. Уникальность такого оценочного инструмента заключается в совокупности организационной структуры, методик, порядков, положений, процедур, утвержденных в Управлении в качестве средства для эффективной оценки деятельности хозяйствующих субъектов в целях формирования социально ответственного поведения работодателей на региональном рынке труда. Сам принцип организации и проведения социальной экспертизы, используемые оценочные механизмы просты и понятны. Сейчас, когда наработан определенный практический опыт, можно сказать, что такой подход полностью себя оправдал.

Конечным продуктом деятельности отдела экспертизы является:

  • подготовка аргументированного заключения о соответствии принимаемых нормативных правовых актов, деятельности органов государственной власти, решений и деятельности органов местного самоуправления социальной политике;
  • выявление положений документов или фактов деятельности хозяйствующих субъектов, имеющих негативные социальные последствия, оценка возможных масштабов данных последствий;
  • оценка на предмет соответствия законным интересам работников и работодателей проектов нормативных правовых актов, социальных проектов и программ, подготовка аргументированного заключения о целесообразности и допустимости их реализации. Управление выступает в качестве независимого аудитора состояния условий и охраны труда, соблюдения социальных гарантий и способствует безусловному соблюдению всеми работодателями трудового законодательства.

С учетом требований Трудового кодекса Российской Федерации, иных нормативно-правовых актов федерального и краевого уровня основными задачами Управления являются:

  • проведение государственной экспертизы условий труда по запросам органов государственного надзора и контроля, судебных органов, органов управления охраной труда, работодателей, работников, профессиональных союзов и их объединений, а также иных уполномоченных работниками представительных органов;
  • контроль за качеством проведения аттестации рабочих мест по условиям труда (далее – АРМ), правильностью предоставления компенсаций за тяжелую работу и работу с вредными или опасными условиями труда;
  • проведение социальной экспертизы деятельности работодателей, оказания государственной поддержки инвестиционной деятельности, присвоения работодателям статуса “социально ответственный работодатель” или “социально ориентированный работодатель”;
  • определение целесообразности привлечения в Алтайский край иностранной рабочей силы.

Специалисты государственной экспертизы Управления принимают участие в судебных процессах в качестве независимых экспертов. Помощь гражданам, претендующим на льготное пенсионное обеспечение, оказывается также путем предоставления информации о технических данных производственного оборудования (сварочных аппаратах, котлах и т. п.), применяемых материалах и сырье, санитарно-гигиенических характеристиках производственной  деятельности.
Государственная экспертиза качества АРМ позволяет своевременно выявить и устранить недостатки, допущенные аттестационными комиссиями в процессе ее проведения и обработки полученных результатов.

Так, в ходе экспертизы качества проведения АРМ в филиале Обского государственного бассейнового управления водных путей и судоходства – Барнаульском районе водных путей и судоходства были выявлены многочисленные ошибки, допущенные аттестационной комиссией, в т. ч. при определении вида производства и права некоторых категорий работников на льготную пенсию, при установлении продолжительности дополнительного отпуска. Кроме того, средства индивидуальной защиты (далее – СИЗ), указанные в протоколах оценки обеспеченности ими работников, не соответствовали типовым отраслевым нормам бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других СИЗ. После проведения экспертизы аттестационной комиссии рекомендовано привести карты аттестации в соответствие с нормативными требованиями с учетом выявленных нарушений.

Не менее важной задачей деятельности управления является социальная экспертиза
деятельности работодателей.

При проведении социальной экспертизы оценивается деятельность работодателя по 14 критериям, систематизированным по следующим пяти направлениям:

  •   трудовое законодательство (отсутствие выявленных нарушений трудового законодательства, выполнение установленной квоты приема на работу инвалидов);
  •   cоциальное партнерство (исполнение обязательств соглашения, действующего на соответствующем уровне социального партнерства, наличие коллективного договора, первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников, развитие персонала);
  •   заработная плата (отсутствие задолженности по заработной плате, обеспечение на предприятиях реального сектора экономики уровня среднемесячной заработной платы не ниже, чем по соответствующему виду экономической деятельности в Алтайском крае);
  •   охрана труда (профессиональное обеспечение соблюдения требований охраны труда, проведение АРМ, отсутствие случаев производственного травматизма со смертельным исходом);
  •   законодательство о налогах и сборах, пенсионном обеспечении, об обязательном социальном страховании (отсутствие неисполненной обязанности по уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации налогов, сборов, пеней и сумм налоговых санкций, а также страховых взносов во внебюджетные фонды).

Следует отметить, что применяемые критерии основываются на нормах законодательства Российской Федерации, а их дальнейшее развитие будет осуществляться с учетом мировой практики и положений международного стандарта IC CSR-08260008000 “Социальная ответственность организации.

Требования” (Social responsibility. Requirement), утв. Международным комитетом по корпоративной социальной ответственности (протокол от 03.03.2011 № 2).
При положительном результате социальной экспертизы работодателю присваивается
статус “социально ответственный работодатель” или “социально ориентированный работодатель”.

По состоянию на начало апреля 2012 г. 750 предприятий добровольно представили в Управление декларации для получения указанных статусов, при этом деятельность 291 из них была признана соответствующей установленным критериям в полном объеме, и они были включены в реестр социально-ответственных работодателей. Остальные предприятия получили мотивированные отказы с указанием выявленных нарушений.

Быть социально ответственным работодателю действительно выгодно.

Во-первых, этот статус повышает конкурентоспособность предприятий на рынке труда как Алтайского края, так и России в целом. Позитивный имидж дорогого стоит. Он помогает не только в привлечении высококвалифицированных кадров, но и в развитии партнерских отношений, влияет на отношения с клиентами, поставщиками и т. д.

Во-вторых, Государственная инспекция труда в Алтайском крае не включает социально ответственных и социально ориентированных работодателей в план проверок на очередной год. Данный подход не противоречит Федеральному закону от 26.12.2008 № 294-ФЗ “О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля”. Это инициатива Управления, и мы ее отстояли. Работодателям, получившим такой статус, Управление оказывает различную информационную поддержку, в т. ч. путем размещения соответствующих публикаций на официальных сайтах органов власти Алтайского края и Управления, в СМИ, на информационных стендах, трассовых модулях и др. Кроме того, региональные органы государственной службы занятости населения в приоритетном порядке оказывают таким работодателям целый спектр дополнительных услуг по обеспечению их потребностей в трудовых ресурсах (предварительный отбор кандидатов на заявленные вакансии, поиск и подбор специалистов редких профессий и специальностей, юридическое консультирование, формирование внешнего кадрового резерва и т. д.).
В процессе определения тех предприятий, которым предоставляются иные преференции, при прочих равных показателях предпочтение также отдается именно социально ответственным работодателям (гранты; компенсация банковской процентной ставки и т. п.).
Важная роль отведена социальной экспертизе при регулировании регионального рынка труда через выдачу разрешений на привлечение и использование иностранных работников. Их привлечение в Алтайский край осуществляется при полном соблюдении прав трудовых мигрантов, однако предпочтение отдается работникам дефицитных профессий. Кроме того, неуклонно соблюдается принцип приоритетного трудоустройства российских граждан. Несколько слов стоит сказать еще об одном направлении социальной экспертизы, заключающемся в оценке деятельности ра-
ботодателей для представления к награде Алтайского края – медали “За заслуги в труде”.

Заключение Управления выдается в отношении руководителей предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности на основе анализа экономических, производственных и иных показателей их деятельности за последние три года. При этом учитывается в т. ч.:

  •   отсутствие задолженности по заработной плате;
  •   соотношение уровней среднемесячной заработной платы на данном предприятии и по Алтайскому краю в целом, а также в конкретном городском округе или муниципальном районе;
  •   наличие коллективного договора;
  •   профессиональное обеспечение охраны труда;
  •   ассигнование средств на охрану труда по отношению к среднекраевым показате-
  • лям;
  •   охват работников периодическими медицинскими осмотрами не менее 90% от числа подлежащих им лиц;
  •   проведение АРМ;
  •   ввод новых рабочих мест.

Анализируемые параметры охватывают все направления деятельности работодателей по регулированию социально-трудовых отношений в коллективах и позволяют вынести мотивированное заключение о целесообразности и своевременности вручения указанной награды. Ежегодно только около 50 руководителей предприятий получают положительную оценку Управления, хотя претендентов на награду значительно больше. Причина этому – жесткие требования и принципиальные подходы к оценке деятельности работодателей. Следует отметить также роль социальной экспертизы Управления при принятии решений об оказании государственной поддержки инвестиционным проектам, реализуемым на территории Алтайского края.

В соответствии с постановлением администрации Алтайского края от 20.01.2009 №14 “Об утверждении положения о порядке проведения социальной экспертизы разрабатываемых долгосрочных целевых, ведомственных целевых, краевых программ, инвестиционных проектов и соглашений о социально-экономическом партнерстве между Администрацией края и хозяйствующими субъектами в части их влияния на создание, сохранение рабочих мест и занятость населения Алтайского края” Управлением в течение трех лет проведена социальная экспертиза 107 инвестиционных проектов и 15 соглашений. Данными проектами было предусмотрено создание порядка 4 тыс. новых рабочих мест. По итогам проведения социальной экспертизы 66 проектов признаны соответствующими основным критериям указанного Положения, а в 41 случае даны отрицательные заключения. Причиной их вынесения стали, в частности:

  •   низкий уровень средней заработной платы работников;
  •   непроведение АРМ;
  •   отсутствие коллективного договора;
  •   невыполнение квоты приема на работу инвалидов.

Таким образом, можно констатировать, что проведение государственной экспертизы условий труда и социальной экспертизы в Алтайском крае направлено на защиту законных трудовых прав и гарантий всех участников социально-трудовых отношений, а также создание и развитие института социальной ответственности в регионе.

И.А. Бушмин,
канд. техн. наук, нач. управления Алтайского края по труду и занятости населения

В.Н. Брыкин,
нач. отд. социальной экспертизы и государственной экспертизы условий труда управления
Алтайского края по труду и занятости населения



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.


Решаете вопросы по охране труда? Присоединяйтесь к сообществу профессионалов!

Зарегистрируйтесь, чтобы продолжить чтение статьи, и Вы сможете:

- прочитать 3600 статей по охране труда

- узнать 1200 ответов на вопросы

- посмотреть 24 видеолекции по трудовому законодательству

- скачать любой документ из правовой базы

- найти 2500 готовых образцов документов и инструкции

Подарок дня: NEW! Инструкции по охране труда с учетом новых правил

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Всего один шаг - и документ Ваш!

Зарегистрируйтесь, чтобы скачать файл, а еще Вы сможете:

- прочитать 3600 статей по охране труда

- узнать 1200 ответов на вопросы

- посмотреть 24 видеолекции по трудовому законодательству

- скачать любой документ из правовой базы

- найти 2500 готовых образцов документов и инструкции

Подарок дня: NEW! Инструкции по охране труда с учетом новых правил

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!