Справочник специалиста по охране труда

Автомобильная промышленность: охрана труда работников конвейера

802
При сборке автомобилей уже более 100 лет используется сборочный конвейер. Безусловно, за столь длительный срок труд рабочих автомобильной промышленности радикально преобразился. Рассмотрим вопросы охраны труда работников сборочного конвейера в автомобильной промышленности.

В статье рассматриваются вопросы:

  • Какие вредные факторы имеются на автомобильном конвейере?
  • Как уменьшить влияние вредных производственных факторов на автомобильном конвейере?
  • Несчастные случаи и профзаболевания работников конвейера

Какие вредные факторы имеются на автомобильном конвейере?

Правовая база

Конвейер (транспортер) применяется в производстве с давних времен. Первые попытки применения подобных устройств для перемещения насыпных материалов относятся к XVI–XVII векам. При сборке автомобилей уже более 100 лет используется сборочный конвейер.

Безусловно, за столь длительный срок труд рабочих автомобильной промышленности радикально преобразился. Рассмотрим вопросы охраны труда работников сборочного конвейера в автомобильной промышленности.

Правила охраны труда на автомобильном конвейере регулируют два основных нормативных правовых акта:

В нормативных документах определены опасные и вредные производственные факторы на сборочном конвейере кузовов автомобилей.

К ним относятся:

  • движущиеся системы и агрегаты;
  • горячий металл и искры;
  • дым, газы, другие продукты выделений при электросварке;
  • видимое ультрафиолетовое излучение.

Кроме указанных факторов, можно выделить такие, как монотонность операций, работа в цейтноте. Последний фактор объясняется тем, что для выполнения отдельных операций отпущено достаточно небольшое время. Также следует отметить однообразие движений у рабочих конвейера, работа на ногах, мышечное напряжение, неудобная поза.

Как уменьшить влияние вредных производственных факторов на автомобильном конвейере?

На сборочном конвейере кузовов автомобилей для снижения степени воздействия опасных и вредных производственных факторов применяются: вытяжная вентиляция, защитные экраны, перегородки, козырьки и т. п., а также средства индивидуальной защиты (очки, респираторы, перчатки, фартуки, специальная одежда).

Таблица. Опасные и вредные факторы и меры их предотвращения

Опасные и вредные факторы

Необходимые меры работодателя

Движущиеся системы и агрегаты

Устройства аварийной остановки конвейера, СИЗ (спецодежда)

Горячий металл и искры

Защитные экраны, перегородки, козырьки и т. п., СИЗ (очки, перчатки, спецодежда)

Дым, газы, другие продукты выделений при электросварке

Вытяжная вентиляция, СИЗ (респираторы, спецодежда)

Видимое ультрафиолетовое излучение

СИЗ (респираторы, спецодежда)

Раздел 2.12 Правил № 36 предусматривает ряд требований к охране труда работников конвейера. Рассмотрим их подробнее.

Советует Алексей СУТЯГИН, главный редактор журнала «Охрана труда: просто и понятно»:

Чтобы снизить воздействие таких производственных факторов, как однообразие движений, неудобная поза, работников следует мотивировать к освоению другой сборочной операции. Перевод на новое место способствует разнообразию, смене положений, изменению физических нагрузок. Для снижения вероятности несчастных случаев необходимо задействовать на конвейере более молодых сотрудников, поскольку их психомоторные качества выше, чем у лиц более старшего возраста.

Азы безопасности на транспортере определяются простой формулой «Ничего и никого лишнего». Зоны работы сборочных и сварочных роботов и манипуляторов должны быть ограждены, чтобы сотрудники не могли случайно в них оказаться. Не допускается также нахождение лиц, не имеющих отношения к выполнению операции на конкретной позиции. Нельзя загромождать деталями, узлами, тарой, отходами производства рабочие места, а также проходы и проезды. Детали и узлы, поступающие на сборку, должны находиться в таре или складироваться в отведенных для этого местах, стеллажах.

Нормативным правовым актом определены общие требования безопасности процесса движения ленты. Перед началом движения конвейера подается звуковой сигнал. Работающие на конвейере должны отключить механизированный инструмент, покинуть кузов автомобиля и отойти за пределы габаритных линий до окончания движения транспортера.

Если возникла опасная ситуация (в опасной зоне появились люди, на ленте оказались посторонние предметы и т. п.), конвейер должен быть остановлен нажатием аварийной кнопки на пульте управления тактовой позиции.

После завершения технологических операций ответственный за тактовую позицию (бригадир) подает сигнал готовности к движению транспортера нажатием кнопки на пульте управления.

Меры защиты работников при выполнении конкретных операций сводятся к следующему.

При проведении электросварочных работ необходимо остерегаться видимого ультрафиолетового излучения, брызг расплавленного металла. Электросварку можно выполнять после предупреждения о начале сварки. Для защиты глаз от излучения сварочной дуги должны применяться очки со светофильтрами, для защиты от брызг расплавленного металла – защита расстоянием от сварочной ванны, экраны, спецодежда.

Для проведения работ на высоте необходимо пользоваться специально предназначенными для этого стремянками или подставками. Не допускается использование приставных лестниц, подручных материалов (ящиков и других подобных предметов). На производстве и даже в офисах нередки случаи травм, полученных сотрудниками, использовавшими вместо стремянок обычные стулья.

При проведении работ с использованием электро- или пневмоинструмента необходимо выполнять требования охраны труда и режимы работ, определенные правилами, нормами и государственными стандартами. Например, можно ориентироваться на Типовую инструкцию по охране труда при работе с ручным электроинструментом ТИ Р М-073-2002 (утверждена Минтрудом России 2 августа 2002 г., Минэнерго России 25 июля 2002 г.).

Выполняя работы по заправке системы охлаждения двигателя охлаждающей жидкостью необходимо соблюдать меры предосторожности при работе с ядовитыми веществами. Если охлаждающая жидкость попала в глаза, следует немедленно промыть их обильной струей чистой воды и обратиться за медицинской помощью.

Особо регулируется процедура запуска двигателя собранного на конвейере транспортного средства. Данную операцию вправе производить только слесари механосборочных работ, допущенные к работе на этих операциях на конвейере. Они должны пройти обучение и аттестацию. Чтобы минимизировать воздействие вредных и опасных факторов, необходимо:

  • организовать отвод выхлопных газов;
  • проверить отсутствие работников в опасной зоне;
  • проверить отсутствия протечек топлива, масел, после перевода всех систем двигателя и агрегатов транспортного средства в готовность к пуску двигателя (п. 2.12.13–2.12.15 Правил № 36).

И наконец, о том, что необходимо предпринять в аварийной ситуации или при угрозе аварийной ситуации (например, при обнаружении неисправностей оборудования):

  • прекратить работу и покинуть опасную зону;
  • при возникновении аварийной ситуации нажать аварийную кнопку «Стоп»;
  • предупредить других работников об опасности;
  • поставить в известность непосредственного руководителя.

Все вышеперечисленное работники конвейера автомобильной промышленности должны хорошо знать. В усвоении правил им смогут помочь специальные стенды и плакаты по охране труда, на которых наглядно показана последовательность действий сотрудников в необходимых случаях.

Несчастные случаи и профзаболевания работников конвейера

На таком потенциально травмоопасном участке, как сборочная лента автозавода, велик риск наступления несчастного случая.

По статистике основной причиной несчастных случаев на конвейере признается нарушение работниками норм и правил охраны труда, даже очевидных и элементарных. Но бывают и ситуации, в которых виноват работодатель.

Пример

Летом 2012 года на калужском заводе «Фольксваген» работа сборочного конвейера была остановлена из-за несчастного случая. Рабочий, заправляющий автомобили охлаждающей жидкостью, споткнулся на напольном покрытии и упал, причинив себе травмы и помешав движению ленты. Конвейер остановили, но пострадавшего перемещать не стали до приезда медиков. Очевидцы признают, что причиной данного несчастного случая стало изначально скользкое напольное покрытие, которое было устлано противоскользящими резиновыми ковриками, также мешавшими передвигаться.

Несчастные случаи могут произойти с работниками сборочного конвейера в автомобильной промышленности при выполнении следующих операций:

  • электросварочных работ;
  • работ на высоте;
  • работ с использованием электро- и пневмоинструмента;
  • работ по заправке системы охлаждения двигателя охлаждающей жидкостью;
  • при запуске двигателя транспортного средства и т.  д.

Работники конвейера также подвержены профзаболеваниям, которые обусловлены воздействующими на них вредными производственными факторами. Необходимо отметить, что Положение о расследовании и учете профессиональных заболеваний, утвержденных постановлением Правительства РФ от 15 декабря 2000 г. № 967, делит профзаболевания на острые и хронические. Список профессиональных заболеваний определен Приложением 5 к приказу Минздравмедпрома России от 14 марта 1996 г. № 90 «О порядке проведения предварительных и периодических медицинских осмотров работников и медицинских регламентах допуска к профессии».

Причинами хронических профзаболеваний являются:

  • несовершенство технологических процессов;
  • конструктивные недостатки средств труда;
  • несовершенство рабочих мест;
  • отсутствие средств индивидуальной защиты.

Это справедливо и для технологии работы сборочного конвейера в автомобильной промышленности.

Рассмотрим на отдельном примере, что может произойти с рабочим конвейера.

Пример

Рабочий конвейера Костров В. И. в связи с такими факторами, как работа стоя с элементами движения по ходу конвейера, однообразие движений, мышечное напряжение, неудобства рабочей позы, получил заболевание – двусторонний гонартроз 2-й степени со стойким болевым синдромом. Обратившись к участковому врачу по месту жительства, он получил направление в региональный центр профпатологии для решения вопроса о признании заболевания профессиональным. Гонартроз 2-й степени был признан профзаболеванием, Кострову В. И. была установлена III группа инвалидности.

Возникновение профзаболеваний на автомобильном конвейере связано с тем, что работа на сборочном конвейере является тяжелым и утомительным трудом.

Чтобы уменьшить количество несчастных случаев и профессиональных заболеваний, необходимо предоставлять работникам дополнительные перерывы, обеспечивать им комфортные условия труда и отдыха (в том числе и для приема пищи), предоставлять обновленные и технологически усовершенствованные инструменты для работы, а также средства индивидуальной защиты.

Ответы на ваши вопросы

Нужно ли присваивать I группу электробезопасности?

Необходимо ли сотрудникам офиса (директору, бухгалтеру), билетным кассирам, диспетчерам, работающим с компьютерами, оргтехникой, присваивать группу I по электробезопасности?
Татьяна МАРЕСЕВА, специалист по охране труда (Чита)

Перечень сотрудников, которым необходимо присвоить I группу электробезопасности, определяет работодатель. Тем сотрудникам, которые связаны с эксплуатацией компьютеров и оргтехники, желательно ее присвоить, так как они подвержены риску поражения электрическим током. Подробнее о неэлектротехническом персонале можно прочитать в статье «Кого записать в неэлектротехнический персонал».

Кто должен защищать права работников?

В нашей компании нет профсоюза. На кого можно возложить обязанности по защите прав и законных интересов работников на безопасные условия труда и как это сделать, соблюдая законодательство.
Алла БЕЗУМОВА, начальник отдела ОТ, ПБ и ООС (Нарьян-Мар)

Создание представительного органа работников – дело самих работников. Он может быть организован только по их инициативе. Отсутствие на предприятии первичной профсоюзной организации или других представительных органов не является нарушением законодательства, если только работодатель своими действиями не создает препятствий сотрудникам по их созданию.

Самые необходимые нормативные акты:

Документ

Поможет вам

Межотраслевые правила по охране труда на автомобильном транспорте, утвержденные постановлением Минтруда России от 12 мая 2003 г. № 28

Узнать, какие правила охраны труда действуют на автомобильном транспорте

Межотраслевые правила по охране труда при эксплуатации промышленного транспорта (конвейерный, трубопроводный и другие транспортные средства непрерывного действия), утвержденные постановлением Минтруда России от 17 июня 2003 г. № 36

Уточнить, какие требования к охране труда существуют на конвейерном производстве

Положение о расследовании и учете профессиональных заболеваний, утвержденных постановлением Правительства РФ от 15 декабря 2000 г. № 967

Выяснить, как расследуют профессиональные заболевания

Приложением 5 к приказу Минздравмедпрома России от 14 марта 1996 г. № 90

Уточнить, какие болезни относятся к профессиональным

Запомните главное:

  1. К опасным и вредным производственным факторам на сборочном конвейере кузовов автомобилей относят движущиеся системы и агрегаты, горячий металл и искры, дым, газы, другие продукты выделений при электросварке, видимое ультрафиолетовое излучение.
  2. Азы безопасности на транспортере определяются простой формулой «Ничего и никого лишнего». Зоны работы сборочных и сварочных роботов и манипуляторов должны быть ограждены, чтобы сотрудники не могли случайно в них оказаться. Не допускается также нахождение лиц, не имеющих отношения к выполнению операции на конкретной позиции.
  3. Несчастные случаи могут произойти с работниками сборочного конвейера в автомобильной промышленности в процессе электросварочных работ, работ на высоте, с использованием электро- и пневмоинструментов, при заправке двигателя охлаждающей жидкостью, при запуске двигателя и т.  д.
  4. Профзаболевания на сборочном конвейере связаны с тяжестью работы, однообразием, монотонностью мышечным напряжением, неудобством позы.

Вложенные файлы

Доступно только авторизованным пользователям
  • Приказ о разработке инструкций по охране труда (образец).doc
  • Инструкция по охране труда для электрика (бланк).doc
Доступно только подписчикам
  • Приказ о назначении ответственного за охрану труда в организации (бланк).doc
  • Инструкция по охране труда для электрика (образец).doc


Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.


Решаете вопросы по охране труда? Присоединяйтесь к сообществу профессионалов!

Зарегистрируйтесь, чтобы продолжить чтение статьи, и Вы сможете:

- прочитать 3600 статей по охране труда

- узнать 1200 ответов на вопросы

- посмотреть 24 видеолекции по трудовому законодательству

- скачать любой документ из правовой базы

- найти 2500 готовых образцов документов и инструкции

Подарок дня: NEW! Инструкции по охране труда с учетом новых правил

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Всего один шаг - и документ Ваш!

Зарегистрируйтесь, чтобы скачать файл, а еще Вы сможете:

- прочитать 3600 статей по охране труда

- узнать 1200 ответов на вопросы

- посмотреть 24 видеолекции по трудовому законодательству

- скачать любой документ из правовой базы

- найти 2500 готовых образцов документов и инструкции

Подарок дня: NEW! Инструкции по охране труда с учетом новых правил

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!