Справочник специалиста по охране труда

Национальная стратегия и программа управления охраной труда

1075
Национальная стратегия и программа управления охраной труда
Сложившаяся тревожная ситуация с безопасностью труда на рабочих местах отдельных видов экономической деятельности требует формирования национальной стратегии управления охраной труда, концептуальные положения которой должны базироваться на фундаментальной взаимосвязи со Стратегией национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года и Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. Основная ее задача состоит в создании и поддержании условий, благоприятных для реализации стратегических национальных приоритетов.

Сложившаяся тревожная ситуация с безопасностью труда на рабочих местах отдельных видов экономической деятельности требует формирования национальной стратегии управления охраной труда, концептуальные положения которой должны базироваться на фундаментальной взаимосвязи со Стратегией национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года и Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. Основная ее задача состоит в создании и поддержании условий, благоприятных для реализации стратегических национальных приоритетов.

Реализация основных направлений государственной политики в области охраны труда обеспечивается согласованными действиями органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, работодателей, объединений работодателей, а также профессиональных союзов, их объединений и иных уполномоченных работниками представительных органов по вопросам охраны труда.

На основе Стратегии согласно ратифицированной Конвенции МОТ № 187 требуется разработка Национальной программы по улучшению условий и охраны труда до 2020 года, включающей мероприятия по реализации основных направлений государственной политики в области охраны труда с указанием конкретных источников финансирования.

Этот вопрос должен найти отражение в очередном Генеральном соглашении между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации.

Российскую систему управления охраной труда после вступления в ВТО по мнению экспертов прежде всего ожидает:

  • внедрение системы управления охраной труда и оценки профессиональных рисков;
  • формирование высокой культуры охраны труда;
  • ужесточение контроля за системой охраны труда со стороны государства;
  • совершенствование законодательной системы в области охраны труда и др.

К приоритетным направлением модернизации также следует отнести реализацию следующих задач:

  • развитие системы непрерывного образования по охране труда, повышение квалификации специалистов всех уровней по вопросам охраны труда, психолого-педагогическая подготовка по охране труда;
  • разработка адекватной рыночным отношениям модели управления охраной труда на производстве;
  • активизация деятельности объединения работодателей и профсоюзов как главных социальных партнеров и перенос основной тяжести решения вопросов на этот уровень;
  • развитие единой информационной системы по охране труда;
  • разработка и реализация государственной инвестиционной программы по санации производства с недопустимыми (экстремальными) уровнями профессиональных рисков, восприятие охраны труда как серьезного резерва эффективности производства;
  • усиление роли аттестации рабочих мест по условиям труда и сертификации работ по охране труда в организациях в деле улучшения условий труда и регулирования предоставления всех видов компенсаций;
  • совершенствование механизма экономической заинтересованности работодателей в обеспечении безопасных условий труда работников.

Решение многих проблем сдерживается недостаточным развитием механизмов реализации законодательной и нормативной базы в сфере обеспечения охраны труда.

Основные задачи заключаются в том чтобы:

  • выявить и использовать основные факторы, оказывающие влияние на экономическую эффективность управления охраной труда;
  • проанализировать направления формирования экономического механизма управления охраной труда;
  • провести исследования динамики и причин производственного травматизма и профессиональных заболеваний по основным видам экономической деятельности;
  • обосновать распределение функций управления охраной труда среди субъектов управления;
  • определить приоритетные направления программы действий по совершенствованию охраны труда в организациях и основные мероприятия по их реализации.

Важнейшими целевыми индикаторами и показателями программ по прежнему являются:

  • численность пострадавших на производстве с утратой трудоспособности на 1 рабочий день и более и со смертельным исходом, в расчёте на 1000 работающих, уделив особое внимание снижению травматизма среди женщин и молодежи;
  • удельный вес работников, занятых в условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам;
  • количество работников, занятых на работах с тяжёлым физическим трудом;
  • удельный вес устранённых нарушений в общем количестве выявленных по вопросам охраны труда;
  • снижение уровня профессиональных заболеваний и др.

Для обеспечения экономического стимулирования сторон трудовых отношений в улучшении условий труда необходима также реализация мероприятий связанных с разработкой и утверждением:

  • регламента использования результатов оценки профессионального риска для оформления социально-трудовых отношений работодателя и работника, разделения и закрепления ответственности сторон трудовых отношений по вопросам возможного повреждения здоровья работника;
  • методических указаний по экономической оценке вреда здоровью работников на основе определенных уровней профессионального риска, а также экономической оценке финансовых потерь предприятия по результатам оценки профессионального риска;
  • рекомендаций по определению критериев принятия экономически обоснованных управленческих решений по улучшению условий труда.

Правительством Российской Федерации утвержден план разработки профессиональных стандартов на 2012-2015 года. Планом-графиком Минтруда России определены приоритетные профессиональные стандарты, подлежащие разработке в 2013-2014 годах, сформированные по укрупненным группам занятий на основе Общероссийского классификатора занятий (всего – порядка 800 профстандартов).

Такой подход позволит обеспечить разработку профессиональных стандартов по конкретным видам трудовой деятельности с учетом международной стандартной классификации занятий, а также достигнуть единообразия их разработки и применения в сфере труда, занятости и профессионального образования.

Новая система квалификаций будет представлять собой более укрупненные характеристики квалификационных требований по сравнению с действующей системой справочников (ЕТКС, ЕКС), которая насчитывает свыше 7,5 тыс. работ и профессий рабочих, должностей служащих и специалистов. В результате появятся профессиональные стандарты, являющиеся основой разработки образовательных стандартов и программ, должностных инструкций в организациях. .

Особого внимания требует реализация мероприятий, связанных с реформой системы социального страхования, включая пенсионное обеспечение работников, подвергающихся воздействию вредных производственных факторов, а именно:

  • разработка методологии, стандартов и регламентов системы страхования рисков нанесения вреда здоровью работников при исполнении ими своих трудовых обязанностей на основе предварительного и последующего менеджмента профессионального риска, который включает в себя выявление, оценку и устранение риска;
  • разработка и утверждение порядков выявления/ранжирования риска и устранения/уменьшения выявленных рисков;
  • разработка механизма компенсации ущерба здоровью и(или) имуществу работника, нанесенного в процессе труда, по принципу индивидуальной экономической ответственности как работодателя, так и работника;
  • совершенствование системы скидок и надбавок к страховым тарифам, связанных с проведением страхователем мероприятий по улучшению условий труда, с учетом использования критериев динамики показателей профессионального риска.

Прежде всего, важно любыми имеющимися в России и заимствованными у иностранных партнеров средствами и методами добиться признания работодателями приоритета сохранения жизни и здоровья работников, как это предусмотрено статьей 210 Трудового кодекса РФ. В условиях рыночной экономики это может быть реализовано не путем установления новых обязательных норм или принуждения к строгому соблюдению существующих, а прежде всего достижением четкого понимания работодателем выгодности этого приоритета для его бизнеса.

Реализация национальной стратегии Российской Федерации направленной на снижение профессиональных рисков и созданию безопасных условий труда на рабочих местах призвана стать мобилизующим фактором развития национальной экономики, улучшения качества жизни населения, профилактики производственного травматизма и профессиональных заболеваний, обеспечения здорового образа жизни и укрепления международного престижа Российской Федерации.

Фролов О.П. – кандидат экономических наук., заслуженный экономист РФ



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вопросы по теме


Решаете вопросы по охране труда? Присоединяйтесь к сообществу профессионалов!

Зарегистрируйтесь, чтобы продолжить чтение статьи, и Вы сможете:

- прочитать 3600 статей по охране труда

- узнать 1200 ответов на вопросы

- посмотреть 24 видеолекции по трудовому законодательству

- скачать любой документ из правовой базы

- найти 2500 готовых образцов документов и инструкции

Подарок дня: NEW! Инструкции по охране труда с учетом новых правил

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Всего один шаг - и документ Ваш!

Зарегистрируйтесь, чтобы скачать файл, а еще Вы сможете:

- прочитать 3600 статей по охране труда

- узнать 1200 ответов на вопросы

- посмотреть 24 видеолекции по трудовому законодательству

- скачать любой документ из правовой базы

- найти 2500 готовых образцов документов и инструкции

Подарок дня: NEW! Инструкции по охране труда с учетом новых правил

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!